Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Школьными психологами давно разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Считается, что ребенок готов к школе, если он умеет планировать и контролировать свои действия (или хотя бы стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в форме словесных понятий.
Важной составляющей готовности к школе является психологическая готовность к обучению. Оценить эту психологическую готовность можно по тому, насколько сильна у ребенка мотивация учения. Для определения уровня мотивации можно воспользоваться методикой, разработанной М.Гинзбургом.
Ребенку читается небольшой рассказ, в котором каждый из персонажей мотивирует свое желание учиться по-разному:
Первый ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил".
Второй ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".
Третий ребенок говорит: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть".
Четвертый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".
Пятый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь".
А шестой ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там "пятерки".
Как видим, в этом рассказе названы основные мотивы, которые определяют учебную деятельность шестилетних детей: собственно учебно-познавательный мотив (желание узнавать новое, приобретать знания), социальные мотивы - понимание необходимости учения и стремление занять новое социальное место в обществе, стать социально значимой фигурой (учеником), занимающейся социально значимой деятельностью (учением), внешние мотивы, не имеющие непосредственного отношения к обучению, - игровой, подчинение требованиям взрослых, получение высокой отметки.
Понятно, что в идеале учебная деятельность должна определяться прежде всего учебно-познавательными мотивами (хотя, как всякая сложная человеческая деятельность, она может иметь несколько мотивов). Но только в том случае, если определяющим является учебно-познавательный мотив, эта деятельность может называться собственно учебной. Если же для ребенка главный мотив - получение "пятерок", то и деятельность его из учебной трансформируется в деятельность по получению этих самых "пятерок".
После того, как ребенок прослушал рассказ, его можно спросить о том, а как он считает, почему надо учиться? Ответ ребенка о многом может рассказать и позволит определить, насколько ребенок психологически "созрел" для того, чтобы начать заниматься очень серьезной, тяжелой, но такой полезной и интересной деятельностью - учением.
Тест "Хочет ли ваш ребенок идти в школу"
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
- Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста:
15-17 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые
вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с
ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите вннимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать, немного писать, считать. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.