Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

spacer.gif

Школьными психологами давно разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Считается, что ребенок готов к школе, если он умеет планировать и контролировать свои действия (или хотя бы стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в форме словесных понятий.

Важной составляющей готовности к школе является психологическая готовность к обучению. Оценить эту психологическую готовность можно по тому, насколько сильна у ребенка мотивация учения. Для определения уровня мотивации можно воспользоваться методикой, разработанной М.Гинзбургом.

Ребенку читается небольшой рассказ, в котором каждый из персонажей мотивирует свое желание учиться по-разному:

Первый ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил".

Второй ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

Третий ребенок говорит: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть".

Четвертый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

Пятый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь".

А шестой ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там "пятерки".

Как видим, в этом рассказе названы основные мотивы, которые определяют учебную деятельность шестилетних детей: собственно учебно-познавательный мотив (желание узнавать новое, приобретать знания), социальные мотивы - понимание необходимости учения и стремление занять новое социальное место в обществе, стать социально значимой фигурой (учеником), занимающейся социально значимой деятельностью (учением), внешние мотивы, не имеющие непосредственного отношения к обучению, - игровой, подчинение требованиям взрослых, получение высокой отметки.

Понятно, что в идеале учебная деятельность должна определяться прежде всего учебно-познавательными мотивами (хотя, как всякая сложная человеческая деятельность, она может иметь несколько мотивов). Но только в том случае, если определяющим является учебно-познавательный мотив, эта деятельность может называться собственно учебной. Если же для ребенка главный мотив - получение "пятерок", то и деятельность его из учебной трансформируется в деятельность по получению этих самых "пятерок".

После того, как ребенок прослушал рассказ, его можно спросить о том, а как он считает, почему надо учиться? Ответ ребенка о многом может рассказать и позволит определить, насколько ребенок психологически "созрел" для того, чтобы начать заниматься очень серьезной, тяжелой, но такой полезной и интересной деятельностью - учением.

Тест "Хочет ли ваш ребенок идти в школу"

  1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
  2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
  5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  6. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  10. Верно, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
  13. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?
  14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
  16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста:

15-17 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите вннимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать, немного писать, считать. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.


Hosted by uCoz